Выстраивание себя

Люди беспокоятся, как двигаться, как ходить и танцевать на шпильках, как держать контакт в паре. Но есть более приоритетный вопрос – КТО двигается, кого ты несешь своими ногами, с кем предлагаешь держать контакт. КТО приоритетнее КАК.
gupstay
На фото: Орасио Годой и Сесилия Гарсиа
Я хочу рассказать вам о «выстраивании» себя. Это не «правильная осанка», это не напряжение, это не привычная осанка, это вообще не осанка, хотя с ней связано. Это как ты себя держишь в целом. И в поведении, и в общении, и, частности, твоя постура в разных ситуациях, даже сидя в машине. А главное – это не поза, а процесс - активный процесс выстраивания себя. Выстраивание происходит постоянно. Ты выстраиваешь себя даже сейчас, просто не замечаешь. Обычно люди не занимаются выстраиванием сознательно, и оно происходит как попало. Твое тело прямо сейчас выстраивает себя как-то, даже если сидишь. Даже сидя в машине или лежа в ванной, твое тело как-то выстраивает себя – вытягивается или сжимает себя, чтобы улечься в спинку.
Сначала напомню, что такое «постура» и «правильная осанка», чтобы не путали с «выстраиванием».

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Есть понятие «правильная осанка». Это некий ориентир вообще, вне танго. Ее смысл – минимизация усилий на вертикальное положение тела. И подходит для стояния. Все мы знаем, как трудно ее держать. Она кажется непривычной и неудобной. Попытки держать «правильную осанку» обычно вызывают напряжение в теле, поскольку выстроить ее мешают имеющиеся неоптимальности, мышечные зажимы.
О правильной осанке: "Постура. Правильная осанка"
balans

ПОСТУРА

В танго говорят не о «правильной осанке», а о «постуре». Говорят «надо держать постуру», что нас зажимает, т.к. держать ее приходится как-то насилуя себя. Но «постура» в танго реально нужна, хотя бы ради хорошего контакта и ради своего баланса. Держать «постуру» - это навык, который осваивается очень медленно – месяцами и годами, поскольку привычная осанка у большинства совсем не идеальна. Опять же, мышечные зажимы мешают, и требуется время, чтобы расслабить спину.
О постуре и как расслабить спину здесь: "Постура. Как расслабить спину"
serkan
На фото: Серкан Гокчесу и Сесилия Гарсиа
В танго постуры бывают несколько разные, под разные задачи. Когда поворачиваешь партнершу – можешь наклоняться к ней, но когда вращаешься сам – выравниваешься на оси. В волькаде подаешь грудь вперед, а в кольгаде назад.
И разным людям подходят несколько разные постуры. Мы выделили три типа постуры - акценты в постуре могут быть на:
  • ровную шею («тяните макушку вверх»),
  • ровную спину,
  • изгиб поясницы («веселая попа»).
В зависимости от вашего телосложения, вам подойдет одна из них.

ВЫСТРАИВАНИЕ

Выстраивание – активный процесс ежесекундного выстраивания себя так, как соответствует твоему нутру, твоей модели себя, твоему отношению к себе. Это ориентация на внутренний (!) критерий – соответствуешь ли ты сейчас своим идеальным представлениям о себе.
Если «правильная осанка» - это поза тела для минимизации расходов сил на вертикальное положение, а «танго-постура» - поза тела для танго-элементов, то «выстраивание» - это процесс и нацелен на внутренний критерий.
Если ты выстраиваешь себя, то несешь в движении себя, и контакт предлагаешь с собой. Выстраиванием ты отвечаешь на вопрос КТО. Поэтому выстраивание – первично. Это главный приоритет. Исходя уже из себя, ты будешь двигаться, входить к контакт с другим и что-то с ним делать.
Если вы не ставите выстраивание себя в приоритет, и думаете, что ноги первичны, то несешь уже не себя, а непонятно что. Если ты не выстраиваешь себя, и держишься как попало (привычно), то несешь людям уже не себя, а «кого попало». Но ведь это не ты. Известное абстрактное «будь собой» начинается с выстраивания себя, я так считаю. И продолжается каждое мгновение активным выстраиванием.
На шпильках ты не должна жертвоваться собой ради того, чтобы удержаться на балансе, или чтобы бояться, нервничать. На шпильках выстраивание себя также первично. На высоком каблуке может быть другое выстраивание себя, чем на низком. Например, на высоком можно выстраиваться более манерно.

ПОНТЫ

Выстраивание это не понты. Выстраивание связано с уважением к себе. Уважение к себе – это быть такой, какой тебе хочется в данный момент. Если ты ощущаешь себя Королевой по нутру, то можешь выстраивать себя с задиранием носа и так ходить. Если ты хочешь быть перед мужчиной на коленях сейчас – то быть сейчас на коленях это и есть твое уважение к себе, а если ты будешь стоять, то проявишь неуважение к себе. Если тебе сейчас хочется быть с мужчиной в коленно-локтевой позиции, то именно так и надо выстраиваться с уважением к своему нутру. Если тебе говорят «подай корпус вперед», а ты не хочешь – то строй себя на своей оси и не слушайся. «Выстраивание» - это не понты, а бытие собой. Несение себя в мир.

РЕГУЛИРОВКИ

Как в телевизоре есть набор регулировок – громкость, четкость, контраст и т.д., так и у нас в теле есть суставы, которые можно использовать как регулировки для выстраивания себя той структурой и картинкой, которая адекватна тебе.
На ЖТ я дал такие регулировки:
  • дыхание (выдох и расслабление корпуса)
  • тонус стопы вверх/вниз (голеностоп и пятка вниз/вверх)
  • положение крестца (вперед/назад) с разворотом ног (наружу/внутрь)
  • поворот таза вверх/вниз (поднятие хвоста/опускание хвоста)
  • положение таза вперед/назад
  • поднятие себя задней поверхностью бедра.
Использование этих регулировок позволит вам иметь свой репертуар выстраиваний. Их нужно освоить дома самостоятельно. Овладейте своим телом. Я умею пользоваться каждой из этих регулировок. Затем вы будете использовать их в движении, чтобы не растерять себя по дороге.

ДЛЯ МУЖЧИН

Считаю нужным отметить для мужчин важность осанки и выстраивания. На всех пикаперских курсах, во всех онлайн-советах обязательно отмечают необходимость держаться ровно:
about-spina
Это твое отношение к себе. Это важнее того, сколько ты зарабатываешь. Тем более важно для танго.

ДЛЯ ЖЕНЩИН

АКТИВНОЕ выстраивание себя происходит ВСЕГДА, в каждое мгновение (у тех кто это делает):
На видео: Орасио Годой и Сесилия Гарсиа
Самое очевидное на 1:00-1:05, 1:34-1:42, и на быстрых движениях несет себя не как попало 2:26-2:35, и совсем очевидно вам будет на 2:25-3:10. Это иллюстрация к слову "всегда". Такое же активное выстраивание происходит и во все другие секунды, но это может быть вам незаметно, вы можете думать "да у нее просто осанка хорошая". Да нет. Это действие. Это постоянное действие, исходя из ощущения себя.
Это не просто анализ видео, я был на ее уроках и общался с Сесилией, когда мы организовывали их семинар, кое-что узнал и делюсь с вами моим пониманием.
Конечно, не только Сесилия выстраивается, это просто очевидный пример. Посмотрите видео, подумайте над тем, что я сказал на уроке ЖТ. Вспомните те регулировки выстраивания, которые вам дал (описаны выше), освойте их дома. PRACTICE! Всегда, даже пристраиваясь в кресле машины.
(с) Андрей Крылов, 2018